Статья опубликована в журнале «Тюмень», №11, 2013
«Успех банка во многом зависит и от внедрения современных электронных систем управления», — считает вице-президент «Запсибкомбанк» ОАО Андрей Сидоров.
|
«Тюмень»: В УрФО у Запсибкомбанка одни из лучших показателей. Залог этого — автоматизация процессов управления? Андрей Сидоров: Запсибкомбанк и вообще банк — это структура, которая, в первую очередь, управляет информацией . Депозиты, остатки на расчетных счетах — это информация. Расплачиваясь в магазине пластиковой карточкой, вы, по сути, передаете информацию о том, что часть своих ресурсов вы предоставляете магазину. Акционеры, деньги, договоры — это тоже информация. Поэтому информационные системы — очень важная составляющая Запсибкомбанка. С 1991 года, как банк образовался, мы одними из первых начали использовать компьютеры. После банк непрерывно совершенствовался, развивался и дошел до современных интегрированных систем управления. У нас очень хорошая внутренняя банковская и процессинговая структура, и естественным стало то, что мы начали применять системы электронного документооборота. |
КОНКУРЕНЦИЮ НА РЫНКЕ ТРУДА В 2013 ГОДУ МОЖЕТ УСИЛИТЬ ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО. КОМПАНИИ БУДУТ КОНКУРИРОВАТЬ МЕЖДУ СОБОЙ ЗА КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ
В чем кардинальные отличия обмена документами в электронном и бумажном виде?
Если сравнить бизнес-процессы с электронным документооборотом и без — они принципиально разные. Чтобы обменяться с клиентом каким-то бумажным документом, мне необходимо его подготовить, распечатать, согласовать с руководителем, после, чаще всего, доработать. Мы тратим материальные ресурсы и самое ценное, что у нас есть, — время. Поэтому логично, что мы задумались об использовании электронного документооборота. Пришлось выбирать, поскольку программные решения разные: по сложности, по цене.
На каком в итоге остановились?
В результате, благодаря тому, что компания «Тюмбит-АСУ» проявила профессионализм , знание отрасли и убедила нас в своей компетентности, мы выбрали систему ELMA, официальным партнером которой является «Тюмбит-АСУ».
Сложности были?
Немного — банк большой (около 3000 сотрудников), и требований много, которые необходимо свести воедино. Еще мы столкнулись с идеологическими проблемами: не все сотрудники были готовы отказаться от привычных, бумажных технологий. Кроме того, стартовали мы не с нуля: уже работали определенные системы документооборота, которые следовало учесть. Благодаря ELMA мы систематизировали всю информацию и сегодня имеем четыре пилотных процесса, которые перекрывают наши основные потребности.
О каких процессах идет речь?
Во-первых, это оплата счетов — важный процесс, забирающий много ресурсов топ-менеджера. Каждый счет нужно просмотреть, подписать. Задействовано много специалистов, которые проверяют, что под этим счетом есть договор, подписанный валидный акт, что мы не нарушаем финансовые обязательства. Теперь же со счетами мы очень быстро «расправляемся». Во-вторых, вся входящая корреспонденция очень быстро доходит до своих получателей после назначения ответственных за ее обработку. Задача канцелярии — ввести ее в систему. Дальше внутри нее мы можем отследить, как быстро реагирует человек, что он отвечает. Все действия, которые выполняются по документу, включая комментарии, сроки, резолюции, записываются в системе. В-третьих, исходящая корреспонденция. И, в-четвертых, приказы, распоряжения, документы, которые генерируются внутри банка. Например, доведение до сведения сотрудников какого-то глобального приказа. Раньше необходимо было создавать лист ознакомления и отправлять его по подразделениям — это большие ресурсы и трата времени. Сейчас такой лист существует в электронном виде, его можно поднять, получить отчет, кто ознакомился, а кто нет.
Как еще ELMA помогает в управлении банком?
Она благоприятно влияет на все процессы. Например, для системы менеджмента качества важно, чтобы «трудные» участки работы не бросались. При выявлении проблемы раньше составлялась бумага, отправлялась, а дальше иногда срабатывал закон «нижнего ящика стола», когда спустя некоторое время документ попадает в верхний ящик, затем оказывается в нижнем, а после и вовсе в мусорной корзине. Сейчас же выкинуть не получится.
По версии журнала Forbes Запсибкомбанк входит вТОП-50 банков России по надежности. Насколько внедрение современных систем управления, таких как ЕLМА, поможет вам укрепить свои позиции?
Надежность записана в стратегических целях банка. Для того чтобы оказать выдающийся сервис, нужно обладать выдающимися инструментами и технологиями. К примеру, для выдачи кредита за пять минут нужен программный комплекс, который позволяет моментально получить полную информацию о клиенте, чтобы быстро принять решение. Мы такими комплексами обладаем: банковский, внутреннего учета, аналитики и отчетности и теперь ELMA.
В чем ее преимущества перед другими подобными системами?
Общая тенденция на IT-рынке: все со всем должно интегрироваться. В дальнейшем мы будем принимать всевозможные интеграционные решения: чтобы все наши системы пользователю были представлены единообразно. Чтобы ему пришлось вникать не в четыре системы, а в одну, в которой они собраны, с единым интерфейсом.Помимо стандартных элементов классических систем документооборота, ELMA построена по принципу бизнес-процесса. Нет жестких правил, все настраивается очень гибко. Кроме того, она работает в web- технологиях. То есть нам нет необходимости устанавливать на стороне клиента какой- то специальный софт — все работает на базе стандартного браузера при любой операционной системе.
Это достаточно сложные системы, и их интеграция и поддержание работоспособности требуют профессиональной помощи. Как решили этот вопрос в Запсибкомбанке?
Решение укладывается еще в одну тенденцию на рынке IT-технологий — это аутсорсинг. Уровень техники растет, а степень подготовленности выпускников вузов, к сожалению, падает. Специалистов, которые быстро и качественно могут оказывать поддержку, все меньше и меньше, и они все дороже и дороже. К примеру, есть в Тюмени 10 организаций, использующих электронный документооборот, и каждой нужно по одному специалисту. Но, боюсь, на рынке труда их не наберется. Поэтому мы заключили соглашение с ЗАО «Тюмбит-АСУ», которое привлечет таких мастеров к себе, и они будут поддерживать работоспособность ELMA в Запсибкомбанке, оказывать высокоуровневый сервис. Это эффективнее с точки зрения затрат. Мы оплачиваем не «целого» специалиста, а, к примеру, только половину его рабочего времени. Кроме того, готовое решение каких-то сложностей работы ELMA, которые ранее возникали, например, у магазина, может быть применено и у нас.