Понятно, что обеспечение качественного питания — это задача не только федерального центра или отдельно взятого региона. В решении этой задачи должны быть задействованы все участники — от школы и родителей до разработчиков программных продуктов. Сегодня модель организации школьного питания, как собственно и вся образовательная система, предполагает максимальное включение цифровых технологий, которые помогут проводить безналичный расчет и сбор средств, автоматизировать учет продуктов питания в столовой, калькуляцию блюд и составление плана питания. Многие субъекты РФ уже используют или внедряют такие системы. Но, конечно, до идеальной картины еще далеко. По информации Росстата, каждый восьмой ученик (это 13%) в России не питается в школьной столовой. А по данным Федерального исследовательского центра питания, большую часть болезней, проявившихся во взрослом возрасте, можно связать с проблемами питания в детстве, поэтому его качество и регулярность крайне важны для состояния здоровья человека.
В мероприятии приняли участие представители Департамента информатизации Тюменской области, Департамента образования и Комитета по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга, Департамента образования Администрации города Тюмени, Администрации Нижнего Тагила, Екатеринбургской городской Думы, Свердловского отделения ПАО Сбербанк, школ Екатеринбурга и Тюмени, операторы школьного питания, Центрального Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.
В Екатеринбурге уже несколько лет действует автоматизированная информационная система «Питание» (с 2014 года), почти 100% школ города включены в эту систему. В ее основе лежит использование учащимися «Екарты», с помощью которой можно рассчитаться за завтраки и обеды в школьных столовых.
— Применение «Екарты» в качестве пропуска в учебное учреждение автоматически позволяет вести учет присутствующих на занятиях учеников и рассчитывать для них необходимое количество завтраков и обедов. Оплата производится в безналичной форме. АИС «Питание» внедряется уже несколько лет. В ней участвуют 158 из 163 школ. Дети питаются качественно и сбалансированно, а родители с помощью «Личного кабинета» могут пополнять карту и следить за расходами, — рассказал о цифровых решениях, применяемых в Екатеринбурге при организации горячего питания школьников, заместитель начальника Департамента образования по вопросам финансово-экономического и материально-технического обеспечения Михаил Ладейщиков.
Депутат Екатеринбургской городской Думы Елена Дерягина считает, что АИС «Питание» помогает эффективно организовать взаимодействие участников процесса по обеспечению детей горячим питанием, однако это не снимает ответственности с операторов школьного питания, которые должны максимально добросовестно относиться к выполнению своих задач.
Система управления организованным питанием школьников успешно функционирует в Тюмени и Тюменской области уже четыре года. Сейчас более 220 тыс. учеников получают питание с использованием системы, к системе подключено 500 школ и 85 операторов питания.
По словам исполнительного директора ООО «Тюмбит-АСУ» Евгения Гонтова, основным преимуществом системы стало объединение деятельности всех участников процесса (от госорганов управления образованием и школ — до организаторов питания и банков) в едином информационном пространстве. Плюс нашей системы — это полная интеграция с действующей в регионе системой «Электронная школа», аккумулирующей данные по движению учеников, учебному графику и ежедневной явке на занятия.
Директор по развитию ООО «Бизнес-Сенсорика» Михаил Гонтов провел презентацию системы «Школьные обеды», в которой отметил:
— У родителей теперь есть удобные инструменты для выбора меню (из более чем 50 блюд) на 15 дней вперед и различные способы оплаты за питание. Весь функционал системы доступен с любых мобильных устройств. Система обеспечивает разнообразие выбора меню для питания детей: питание по разным ценовым категориям; выбор из нескольких вариантов комплексного меню; свободный выбор блюд из дополнительного меню; разные схемы питания по дням недели, питание детей на домашнем обучении; индивидуальный тип питания полностью по выбору родителя.
Система также исключила финансовые взаиморасчеты через школу, в том числе наличную форму оплаты через учителей. Учителю достаточно отметить явку ребенка в школу, и система автоматически передает данные бригадиру столовой о необходимом количестве заказов.
Участники стола пришли к мнению, что межрегиональный обмен опытом и технологиями позволит максимально эффективно решать вопросы, связанные с обеспечением школьников горячим и сбалансированным питанием.