Владимир Одинцев, ведущий специалист департамента ПНР ЗАО «Тюмбит-АСУ»

Собственника предприятия в разное время могут привлекать различные цели: либо рост прибыли, либо повышение капитализации с целью последующей продажи активов. Но и в том, и в другом случае эффективным средством достижения цели является комплексная автоматизация системы управления предприятием. Ниже мы рассмотрим, как грамотно осуществленный проект автоматизации на базе ERP-системы может повлиять на стоимость предприятия и повысить его шансы на успешную продажу новому собственнику.
ОАО «Тюменский опытно-экспериментальный завод геофизического приборостроения» — один из крупнейших производителей высокотехнологического геофизического оборудования для нефтяных и газодобывающих компаний Западной Сибири. Завод поставляет уникальные комплектующие для крупных промышленных предприятий (ЗАО «Тюменские авиадвигатели», ОАО «Сибнефтемаш», ЗАО «Западно-сибирский металлообрабатывающий комбинат» и др.), и оборудование для энергетических и торговых компаний, выставочных залов, складских комплексов и т.д.
Созданный в начале 2000-х, Тюменский опытно-экспериментальный завод быстро нашел свое место на рынке. Уже через несколько лет акционеры предприятия начали поиск стратегического инвестора с целью продажи перспективного промышленного объекта – и одновременно продолжали наращивать его капитализацию.
В частности, была поставлена задача повысить прозрачность и эффективность бизнес-процессов, обеспечить тотальный контроль за движением товарно-материальных ресурсов, сделать цены более конкурентоспособными, ускорить расчеты себестоимости продукции, поступление информации об остатках на складах, оформление клиентских заказов и т.д.
Естественно, эффективно решить все эти задачи невозможно без комплексной автоматизации управления предприятием. Проект по внедрению ERP системы на ТОЭЗГП вел Официальный региональный представитель корпорации «Галактика» компания «Тюмбит АСУ». Руководство экспериментального завода рассчитывало, что внедрение интегрированной системы Галактика ERP поможет предприятию повысить прозрачность бизнеса, формализовать и оптимизировать бизнес-процессы компании (в частности, улучшить бюджетное управление, производственную логистику и планирование), пройти сертификацию по ИСО-9000, внедрить международный стандарт бухгалтерского учета US GAAP – и, в конечном счете, повысить инвестиционную привлекательность предприятия.
По просьбе заказчика проект проходил в сжатые сроки, в четыре этапа: от оптимизации бизнес-процессов и внедрения производственного контура системы «Галактика ERP» – до внедрения US GAAP и бюджетирования.
Тюменский опытно-экспериментальный завод – исключительно клиентоориентированное предприятие. Практически каждая единица оборудования, которая изготавливается здесь – это уникальное, «штучное» изделие, которое разрабатывается под специфические задачи конкретного заказчика. Поэтому доходы предприятия напрямую определяются качеством реагирования на запросы клиентов, эффективностью системы управления заказами.
Специалисты партнерского центра корпорации «Галактика» разработали и внедрили на заводе следующую систему регистрации и прохождения заявок. В заявках покупателей указывается согласованный перечень готовой продукции, объемы, контрагент, дата приема, дата исполнения заявки. Поступившие заявки покупателей становятся основой план сбыта и плана производства предприятия. Также на основании заявок формируются документы-основания на продажу продукции (их связь с заявками позволяет отслеживать отгрузки и их фактическую оплату). Прохождение заявки по маршруту согласования и обсчета регулируется посредством изменения статусов и автоматической рассылки сообщений всем заинтересованным лицам. Исполнение заявок покупателей отслеживается при пересчете оперативного плана сбыта в течение всего планового месяца, а также непосредственно в интерфейсе заявки.

На основании ежемесячного плана выпуска и поставки продукции определяются потребности предприятия в материальных и трудовых ресурсах, составляется график выпуска продукции и план-задание (производственный заказ). В свою очередь, на основе план-задания формируются ведомость материалов и деталей и лимитно-заборные карты для покупных материалов и для инструментов.

Подведем основные итоги проекта:
Удалось добиться снижения цен на продукцию предприятия до конкурентоспособного уровня.
• За счет сокращения в 40 раз времени обработки заявок и установления контроля за работой менеджеров объем продаж по заявкам внешних покупателей увеличился с 20% до 50%.
• На предприятии был установлен ежедневный контроль за движением ресурсов, перестали теряться заявки клиентов и производственные документы.
• Время расчета потребностей производства в ресурсах сократилось в 4 раза, время расчета плана снабжения – в 960 раз (!).
• Благодаря упорядочиванию нормативной базы предприятия, информированию о ходе каждого бизнес-процесса всех его участников, значительно сократилось количество управленческих ошибок.
• 2,4 млн. рублей годовой экономии предприятию приносит ликвидация незавершенного производства и еще 1,2 млн. рублей – внедрение единого справочника товарно-материальных ценностей и автоматизация оформления заявок на снабжение и возврат материалов.
В конечном итоге IT-проект реально повысил инвестиционную привлекательность предприятия. Инвестор – компания «Шлюмберже» – вначале приобрел 49% акций завода, затем – оставшиеся 51% акций. Цели, поставленные перед проектом по внедрению ERP системы, были достигнуты.

Текст перепечатан с сайта

http://www.mashportal.ru/technologies_management-15374.aspx

Заказать

Купить